Назад к списку

Связь образов и символов в рисунке с защитными механизмами психики

 Предполагаю, что многие из вас задавались вопросом, как соотносятся рисунки в тесте Э.Вартегга с защитными механизмами. Даю подсказку: все защитные механизмы тесно связаны с этапами психического развития и взросления. Именно по этапу, в котором находится человек (это видно в тесте), мы определяем, какие защиты у него присутствуют. 

 На самых ранних этапах, в возрасте 3–6 лет, мы не можем наблюдать проявления рационализации и интеллектуализации. В это время в нашем психическом аппарате преобладают более примитивные защитные механизмы.  

 Однако с началом младшего школьного возраста (7-10 лет), когда развиваются когнитивные способности и логическое мышление, мы начинаем использовать рационализацию. Важно отметить, что в этот период мы все еще глубоко связываем свои эмоции с внешними факторами, стараясь объяснить свое поведение через обстоятельства, чтобы избежать чувства вины или стыда. Интеллектуализация, в свою очередь, остается на уровне теорий и открытий. 


 По мере взросления, в период подросткового возраста (11–17 лет), наши психические механизмы значительно усложняются. Начинает развиваться абстрактное мышление – мы сталкиваемся с новыми концепциями и идеологиями, которые помогают нам понять мир и себя. Рационализация и интеллектуализация становятся актуальными: в этот период мы можем обсуждать свои переживания, анализировать их, обращаться к философским размышлениям, что служит защитой от эмоциональных переживаний.


 В молодости (18–30 лет) оба механизма перерастают в устойчивые паттерны защиты. У более зрелых личностей интеллектуализация становится инструментом, полезным не только для укрытия от чувств, но и для их осознания. Здесь мы видим взаимосвязь между рационализацией, интеллектуализацией и эмоциональной регуляцией.

 С 30 лет и далее интеллектуализация продолжает играть важную роль, позволяя нам осмысливать переживания и жизненные ситуации, хотя и не вытесняя чувств.

Подводя итог, можно сказать, что рационализация – это более ранний защитный механизм, который часто возникает в младшем возрасте, тогда как интеллектуализация требует когнитивной зрелости и активнее проявляется в подростковом и взрослом возрасте. 

Их использование — часть нормального взросления, но застревание в этих защитах может сигнализировать о трудностях в эмоциональной сфере, особенно если отсутствует доступ к чувствам, телу и телесной регуляции.

 📌 Мы подробно рассматриваем эти вопросы на курсе «Стадии развития в символах»Приглашаю вас присоединиться. 


 #псиграфолог  #защитныемеханизмы #интеллектуализация #рационализация #тествартегга